Газета "Жизнь Луганска"

 

Владимир Даль. Перекресток памяти и судеб

Автор:

Владимир Даль Личность Владимира Ивановича Даля заслуживает и хвалебных речей, и торжеств в его честь, словом панегирика. Тем более, в канун 205-й годовщины со дня рождения этого человека планетарного масштаба. Полагаю, что вряд ли хоть кто-то из луганчан не знает имени Казака Луганского – Владимира Даля. Сегодня на европейско-азиатском пространстве наш город стал одним из ведущих центров далеведения, своеобразным перекрестком памяти между Крымом и Оренбуржьем, Нижним Новгородом и Николаевым, где когда-то жил, служил, работал Даль. Имя В.Даля в Луганске носят улица, средняя школа № 5 и вот уже пять лет Восточноукраинский национальный университет, — сообщает издание Доска бесплатных объявлений Харькова.

В начале 80-х годов в исторической части города (ныне это одноименная улица) был установлен памятник и открыт Литературный музей В.И.Даля, которому, кстати сказать, исполнилось в этом году 20 лет. Музеи, памятники (исторические, архитектурные, художественные, литературные) входят в систему хранения и передачи историко-культурной информации. Они поддерживают постоянный диалог времен, диалог прошлого и настоящего. Именно такая память культуры и обеспечивает связи города с современным внешним миром, ненавязчиво побуждая каждого просвещенного, любознательного современника познакомиться с местными достопримечательностями, приобщиться к их богатству. Поэтому были и останутся всегда притягательными, заманчивыми города-памятники, города – исторические и культурные центры, памятные места родного края, страны, мира. Возможно, в них и заключено объединяющее всех нас начало… Имя В.Даля, словно магнит, притягивает внимание к нашему Луганску, городу, где он родился, поклонников его таланта, любителей словесности и тысячи простых людей. В сентябре текущего года у нас в Луганске проходила авторитетная международная научная конференция «Русский мир Донбасса». Ее участники – гости из Москвы, Киева, Львова, Донецка и других городов, проявляя искренний интерес к всему, что связано с именем В.Даля, трогательно восхищались памятником и экспозициями музея. Их интересовало буквально все об истории создания памятника и музея, без которых теперь трудно представить наш город.

Присутствие памятника В.Даля в архитектурном пространстве города стало само собой разумеющимся фактом. К сожалению, мало кто знает сегодня авторов этого шедевра, а также историю его создания. Автором этого скульптурного воплощения в памятнике образа В.И.Даля однозначно является наш земляк, украинский скульптор, лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко (1973г.) Илья Пантелеевич Овчаренко. Архитектором – коренной луганчанин, заслуженный архитектор УССР, тоже лауреат премии Т.Г.Шевченко Георгий Геннадиевич Головченко. Соавтором – украинский скульптор Василий Ефимович Орлов. Памятник В.Даля возводился в начале 80-х годов хозяйственным способом как парковая скульптура. Возможно, и не было бы этого памятника, если бы не взяли на себя смелость местные партийные и советские руководители. Ибо на подобные монументальные памятные сооружения требовалось специальное решение ЦК КПСС. Хорошо помнят этот период прямо причастные к народной инициативе Георгий Семенович Петров, в то время председатель Ворошиловградского горисполкома, Николай Игнатьевич Герасимов – заместитель председателя горисполкома. А медь на выколотку самого памятника В.Далю выделил тогда директор станкостроительного завода, ныне почетный гражданин Луганска Евгений Иванович Новохатский. Целеустремленным, настойчивым, выразителем и проводником идеи установить памятник В.Далю и открыть в городе Далевский музей от имени продвинутой интеллигенции был в то время Юрий Алексеевич Ененко, который хорошо знал И.П.Овчаренко и дружил с ним.

Закон возникновения художественного произведения по определению философа И.Тэна является совокупностью: общего состояния умов и нравов окружающей среды. Работу над памятником В.И.Далю скульптор начал, по свидетельству его жены Дины Ивановны Овчаренко, в 1952-1953 годах. Что побудило его к этому? Ответ на это дает личная переписка Дины Ивановны с Тамарой Семеновной Ененко – женой Ю.А.Ененко, известного врача, просветителя, далеведа. Тамара Семеновна бескорыстно позволила ознакомиться с рядом писем. В одном из таких писем Д.И.Овчаренко сообщает (а это уже по- новому проливает свет на историю возникновения когорты луганских далеведов), что «изучение научного и литературно-художественного наследия В.И.Даля в Луганске было начато преподавателем педагогического института Иваном Степановичем Михалко, который жил в Луганске – Ворошиловграде и работал в пединституте в 1945-1954 годах». И.С.Михалко был доцентом, заведовал кафедрой русского языка и литературы, читал курс лекций «Введение в языкознание». Последнее, вероятно, и объясняет его увлечение творчеством В.Даля. Будучи знакомым с И.С.Михалко, о чем свидетельствуют супруги, в частых беседах с ним Илья Овчаренко много узнает о многогранной деятельности В.И.Даля. «Илья Пантелеевич Овчаренко, как и многие люди искусства (читаем далее в письме его жены), интересовался незаурядными личностями, которые оставили свой след в истории». «Здесь же, в семье Михалко (цитирую строки письма – авт.) впервые, листая страницы словаря, возникает идея – обсуждается будущий памятник ученому.

Таким образом, получив в лице доцента И.С.Михалко опору и поддержку, Овчаренко окончательно выбирает героя и сюжет для своих скульптурных портретов. Затем какое-нибудь торжество, меблировка комнаты, разговоры подскажут ему форму, а главное — детали, именно то, чего ему недоставало, чтобы создать образ личности великого Даля. Это теперь монументальная скульптура Казака Луганского воедино связана с архитектурной средой города, поражает зрителя значительностью идеи, высокой степенью обобщения, продуманной организацией пространства. Работа художника над воплощением в скульптурном материале образа Даля была связана с многими трудностями. И.П.Овчаренко не мог позволить себе работать только «по памяти».

Потребовался кропотливый труд по поиску прижизненных изображений В.И.Даля (а их было очень мало) и биографических материалов о нем. Художественные советы, которые проходили в Киеве, не помогали (о чем свидетельствует жена И.П.Овчаренко), только затрудняли работу автора, вносили много второстепенных мелких поправок. По воспоминаниям Д.И.Овчаренко: «…Указывали на отсутствие шнурков на обуви, хотя В.И.Даль носил штиблеты. Много раз перерабатывались складки пледа и т.д.”. Однако эти придирки не могли заслонить для автора будущего памятника глубину и величие создаваемого им образа, стремление мастера к выразительности. Хотя и над деталями ваятель работал много. По свидетельству его коллег и современников, скульптор придавал большое значение изображению рук, их характерности. Ему позировал Николай Романович Гуца – пожарный. Для декора кресла он использовал старинную бронзовую статуэтку грифона, подаренную, вероятно, коллекционером Н.Гайворонским. Первые экземпляры работ автора над образом Даля – это погрудные скульптурные портреты, которые И.П.Овчаренко и художник Николай Леонидович Бунин выполняли вместе. Целый ряд работ Ильи Пантелеевича, посвященные В.И.Далю (или включающие в себя эту тему), несут черты личности художника, своеобразие его мироощущения и стиля.

В то же время в каждом из этих произведений чувствуется печать времени. Так, в каталоге персональной выставки И.П.Овчаренко, посвященной 25-летию его творческой деятельности и 50-летию со дня рождения, значатся три основные работы по далевской тематике. Выставка состоялась в 1976 году. Это скульптурный портрет: «Даль – Казак Луганский». Создан он был в соавторстве с Н.Л.Буниным. Материал – искусственный камень (95х74х57). «Даль – Казак Луганский» выполнен в 1971 году. Автор — И.П.Овчаренко, соавтор — В.Е.Орлов. Материал – тонированный гипс ( 80х45х90). И третья модель памятника: «Даль – Казак Луганский». Автор — И.П.Овчаренко, соавтор – В.Е.Орлов, архитектор Г.Г.Голевченко (бетон 4,5 м) – дата исполнения 1972 год. При жизни автора памятник Далю так и не был установлен. Готовый памятник по неизвестной причине долгое время в разобранном виде находился во дворе Художественного комбината. Монтаж и установка памятника в Луганске происходили уже при участии Василия Ефимовича Орлова. Это было в начале 80-х годов. Илья Пантелеевич Овчаренко страдал ранней болезнью глаз, поэтому в работе часто обращался за помощью к коллегам.

А в последние годы жизни ему помогал Василий Ефимович Орлов. Известно, что для художника всегда актуальной проблемой творчества является пристальное внимание к внутреннему миру человека. В случае со скульптурным портретом Владимира Даля эта проблема была блестяще решена мастером. В итоге длительной и многотрудной работы И.П.Овчаренко удался психологически выразительный и внешне достоверный портрет Казака Луганского. В скульптуре памятника присутствует скрытая экспрессия. Несмотря на то, что в этот период господствующей тенденцией была идеализация натуры и образа. Автор сумел постичь и отразить в скульптуре основные черты Даля как человека. Над художественным воплощением образа И.П.Овчаренко работал 30 лет! Помогал ему и принимал непосредственное участие в создании памятника скульптор Василий Орлов, который умер весной 2003 года.

Сам же Илья Пантелеевич, по утверждению близких друзей, коллег, например, художников Владимира Васильевича Лихоносова, Николая Васильевича Попуцина, «сразу же увлекал и заражал далевской темой всех, кому была близка личность великого земляка Казака Луганского и даже тех, кто слышал о нем впервые». Упомянутые художники являются последователями И.П.Овчаренко в далевской теме. Они авторы ряда интересных художественных произведений, посвященных В.И.Далю. В.В.Лихоносов по заказу Московского музея-квартиры В.И.Даля создал печать Владимира Ивановича: «Не слыть, а быть», а также макет дома семьи В.И.Даля. Н.М.Попуцин — создатель офортов: «Шевченко и Даль», «Даль и Пушкин», иллюстрации которых были опубликованы во всесоюзных журналах. Следует полагать о таком же влиянии Ильи Овчаренко, заслуженного художника Украины, лауреата государственной премии Т.Г.Шевченко и на луганских художников-живописцев, которые писали портреты В.И.Даля, — это Г.Дайненко, М.Вольштейн, М.Тасононникова, А.Фильберт. Было бы правильным дальнейшее более предметное изучение вклада плеяды этих художников в развитие далевской тематики, так как портрет – это мнение художника о человеке. Загадочным остается факт, что в ряде литературных источников имя Ильи Пантелеевича Овчаренко, автора скульптурного портрета В.И.Даля, единственного в славянском мире памятника Казаку Луганскому, вообще не упоминается.

Например, в авторитетном издании «Митці України” (енциклопедичний довідник) под редакцией А.В.Кудрицкого, Киев издательство «Українська енциклопедія”, — 1992 год – указаны многие работы скульптора, но работы, посвященные В.И.Далю, не значатся. Не указан И.П.Овчаренко как автор памятника «Даль –Казак Луганский» в изданном в 2002 году альбоме «Кам’яний світ Луганської землі», где авторство этой работы отдано только В.Е.Орлову. Несправедливо, что забыта новация уроженца Луганщины, который получил образование, закончив в 1949 году Луганское художественное училище (у В.Агибалова и В.Федченко). 29 сентября текущего года И.П.Овчаренко исполнилось 80 лет со дня его рождения. Эта дата осталась также незамеченной. Ныне многие работы скульптора являются предметом гордости и достоянием культуры Донбасса. Удивительным порой бывает перекресток судьбы. Например, важен факт и само утверждение Дины Ивановны Овчаренко о том, что лично она заронила интерес к В.Далю у доцента В.В.Нестайко.

В последствии он стал собирателем прижизненных трудов Даля и его вещей. Именно Валентин Васильевич Нестайко, доцент Ворошиловградского медицинского института, председатель Совета научно-методического кабинета правления Ворошиловградской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры своей увлеченностью заразил Юрия Алексеевича Ененко (в это время аспиранта мединститута), стал его духовным наставником. Вот как в своем письме из Киева говорит Д.И.Овчаренко: «В 1962 году я поступила работать на кафедру патанатомии при Луганском мединституте, которой заведовал В.В.Нестайко.

От меня он впервые узнал о Дале (подчеркнуто мной). Просил подобрать ему литературу по Далю в медицинской библиотеке, но там материала было мало». Так, И.П. приветствовал всех, кто занимается этой темой, то между Нестайко и Овчаренко установились дружеские отношения. И.П. по просьбе Нестайко вместе с Н.Л.Буниным сделали погрудный портрет В.И.Даля и подарили его кафедре патанатомии, которая находится на втором этаже этого здания. Дальше отношения между Овчаренко и Нестайко испортились, и пути их разошлись. И далее, в этом же письме есть еще не менее интересное сообщение: «С Юрием Алексеевичем Ененко я встретилась там же, на кафедре патанатомии, когда он учился в мединституте и сотрудничал с В.В.Нестайко. Со временем Ю.А.Ененко стал одним из главных луганчан-исследователей и популяризаторов творчества В.И.Даля, Илья Пантелеевич очень уважал Юрия Алексеевича Ененко. Ценил его мнение и советы». К этому следовало бы добавить желание, мечту Юрия Ененко — увидеть по улице Даля аллею скульптурных портретов знатных земляков как В.Гаршин, Б.Гриниченко и др. Хорошо было бы, если бы и эта мечта сбылась.

 

Реклама

Link to top

© Life of Lugansk Ua 2000-2011. Все права соблюдены.

Жизнь Луганска